Как подключить дачные ворота к «Алисе» от Яндекса

Решительно соединяем ворота и яндекс.алису.

У меня на даче (как и у многих) есть электрические ворота. Пульт от них в наличии лишь время от времени, поэтому сначала я решил узнать, сколько будет сделать копию. Выяснилось, что за обычный пультик с кнопками надо будет заплатить 2-3 тысячи рублей.


Погуглив название блока управления воротами, я узнал что к нему есть блок для удаленного открытия с телефона, который управляется звонками и смс. Достаточно архаично, чего не скажешь про цену — больше 10 000 рублей.

Затем я вспомнил, что в абсолютно всех блоках управления воротами и системах контроля доступа есть «аварийные разъемы» (еще их называют «сухие контакты»): NO и NC.

— NO — Normally Open. Означает, что при замыкании двух контактов (которые в норме разомкнуты), сработает управляющий сигнал. В нашем случае — откроются ворота.
— NC — Normally Close. Ровно наоборот, в обычном состоянии контакт замкнут, а при размыкании срабатывает управляющий сигнал.

Таким образом, мы можем управлять воротами, замыкая два контакта и не переплачивая кучу денег за управляющий модуль. Остается только придумать, как и чем их замыкать.
Прибор, который замыкает два контакта, называется реле. Важно понимать, что обычные бытовые реле, замыкая два контакта, подают на них тоже напряжение, от которого питаются сами. Поэтому обычное реле нам не подойдёт, а нужно «гаражное». Это такой прибор, который при срабатывании не подаёт на выходные контакты напряжение, а лишь замыкает их между собой. Кроме того, гаражное реле замыкает контакты лишь на пару секунд, чтобы блок управления увидел управляющий сигнал.

Умная розетка от Яндекса, даже если её переделать, не умеет включаться на заданное время (насколько я знаю, на июль 2020 года это так), поэтому ворота с ней нормально работать не будут.

Решение.

Однако на рынке есть умное Wifi-реле компании Sonoff. В последних прошивках ему добавили возможность включаться на заданное время, хоть на пол-секунды. Кроме того, конструктивно оно очень небольшое, довольно легко поддается переделке и, самое важное, стоит всего 400 рублей. В комплекте будет само реле, две крышечки и набор винтов.


Смело разбираем, корпус реле крепится на защелках.


Если посмотреть на электрическую схему, станет ясно, как оно работает. Умная часть прибора подключена к сети постоянно. Красная линия — контакт, который проброшен проводом на выводы реле. Именно этот провод, кстати, отпаян и лежит рядом. Синяя линия — «разомкнутый контакт», который и замыкает реле (жёлтое) при срабатывании.


Чтобы превратить это реле из питающего в обычное, нужно напрямую соединить выводы устройства с выводом реле на самой плате. При этом важно отключить их от источника 220 вольт, иначе наши ворота сгорят. Чтобы это сделать, нужно:

  1. Отпаять провод, который идет от одной клеммной колодки до другой.
  2. Разорвать электрическую дорожку, по которой высокое напряжение идёт на ножку реле на плате.
  3. На эту же ножку припаять провод от той клеммной колодки, откуда мы отпаяли провод на первом этапе.

Важно, что у меня реле второй ревизии. Первая ревизия была значительно легче в переделке, но более нигде не продается. Про третью пока не слышал, поэтому скорее всего ваша плата будет выглядеть именно так, как у меня. Схематично и с уже пропиленной дорожкой получится вот так.


Кончиком ручки отмечена та самая перемычка-дорожка, которая подводит высокое напряжение к реле на плате. Важно помнить, что её недостаточно перетереть с одной стороны. Аналогичная дорожка есть и с другой стороны платы, поэтому мостик надо будет пропиливать насквозь.


После пропила должен остаться зазор в 1 мм.


Наконец, подпаиваем проводок от той самой ножки реле к управляемой клеммной колодке. Технически его проще подпаивать с плоской стороны платы.


Базово гаражное реле готово, остается собрать его в корпус, подключить и настроить. Питание для реле решено взять прямо с блока управления воротами, куда уже заведены 220 вольт. Поэтому первым делом идём к щитку и отключаем всё, что связано с воротами.

Монтаж

Блок управления закрывает крышка, которая в моем случае держалась на двух винтах. Легко снимаем её и получаем доступ к клеммной колодке блока. Распиновка (где какой контакт) легко доступна в интернете. Здесь нас интересуют две группы:

  1. Группа питания блока управления. Это то, куда к воротам приходит 220 вольт от сети. На фото — крайняя зеленая колодка. Легко узнаваема, так как помечена буквами L/N — фаза и земля. Параллельно в неё обычным двухжильным проводом подключаем наше реле. Фаза тут в целом не важна, можно не беспокоиться.
  2. Группа сухих контактов NO/NC. Их обычно три, так как там есть по одному управляющему контакту и общая земля. На фото это черная колодка с цифрами 60, 61, 62. В инструкции сказано, что для этих ворот контакты NO это выводы 60 и 61. Подключаем их к выводам нашего гаражного реле.

Само реле в виду своих небольших размеров удобно прячется в выемке внутри самого механизма управления воротами.


С электромонтажом всё, остается программная часть. Подключаем реле к интернету и затем к Алисе.

  1. Сначала мы подключим реле к интернету и облаку eWelink.
  2. Затем мы подключим наш аккаунт eWelink к Алисе.

Этап первый. Подключам реле к интернету и eWeLink.

  1. Для настройки реле скачиваем на телефон приложение eWeLink. Регистрируемся и создаем аккаунт.
  2. В приложении выбираем «добавить устройство» и режим «быстрая синхронизация».
  3. Приложение покажет текущую сеть и предложит ввести пароль (вводите!).
  4. Зажимаем на самом устройстве кнопку, пока лампочка не начнёт прерывисто мигать. Разумеется, устройство должно находится в зоне действия вашего вайфая.
  5. В этот момент в приложении выбираем кнопку «Далее» и ждем пока оно найдёт и подключит устройство.
  6. Если все пройдёт успешно, приложение предложит ввести имя устройства. Вводите и переходите к пункту 8.
  7. Если устройство не нашлось, можно подключится к нему вручную. Для этого на экране выбора способа подключения внизу нажмите на надпись «Режим совместимости». На следующем экране следуйте инструкциям: два раза зажать кнопку управления на 5 секунд. После этого нажмите «Далее» и введите пароль от вайфай сети. Затем приложение предложит вам подключится к вайфай-точке самого реле, которая будет выглядеть как ITEAD-XXXXXXX с паролем 12345678. После подключения возвращайтесь в приложение и продолжайте настройку аналогично обычному способу.
  8. Затем необходимо зайти в настройки подключенного реле. Скорее всего приложение предложит обновить ему прошивку — соглашайтесь. Здесь же находим опцию «Длительность задержки выключения» (на английском будет называться «что-то там delay».) Включаем опцию и выставляем значение 0,5 секунд, для ворот этого будет более чем достаточно.

Этап второй. Подключаем eWeLink к Алисе.

  1. Раньше реле приходилось пробрасывать через облако Xiaomi, но с некоторых пор Алиса работает с eWeLink напрямую. Устанавливаем на телефон приложение Яндекса. Регистрируемся, если еще не.
  2. В приложении Яндекса выбираем вкладку «Устройства».
  3. На главном экране жмём плюсик — «Добавить», «Другое устройство». Находим в списке eWeLink Smart Home. Авторизуемся, вводим логин-пароль Евелинка. Затем жмём «Обновить список устройств». Яндекс сразу же покажет наше реле и предложит выбрать тип: свет или розетка. Выбираем розетку и реле появится на общем экране, помеченное оранжевым значком, так как ему требуется дополнительная настройка. Вся настройка заключается в том, чтобы задать для реле значение «Комнаты». Я себе для этого создал комнату «Улица». Может быть не совсем логично, но работает.

На этом в целом всё, дальше воротами можно управлять через обычные голосовые команды Алисы. Например создав команду «Открой ворота». Тогда срабатывании Алиса будет активировать реле, считая что это розетка. При этом в самом реле мы до этого настроили таймер отключения на пол-секунды, поэтому оно лишь будет замыкать сухие контакты блока управления ворот и отключаться. Это будет равносильно нажатию кнопки на пульте.

Бонус-трек: всё это будет работать и в каршеринге Яндекс.Драйва, так как аккаунт один. Выглядит вот так:

Оставьте комментарий